Приложение № 7 к приказу
ГУ МВД России по Ростовской области
и минобразования Ростовской области
Дополнения к региональной программе
«Приключения светофора»
Пояснительная записка
Проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране в целом приобрела в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых, самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения (далее ПДД) целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одной из самых важных. Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники ГИБДД постоянно осуществляют надзор за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Актуальность
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчёте на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество ДТП по вине самих детей в текущем году увеличилось на 40%.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. В текущем году составил более 20%.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач.
Основанием для включения в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить дошкольников к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями детей.
Цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков, должны дать положительный результат.
Рекомендации к содержанию уголков безопасности дорожного движения в группах дошкольников
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машина. Учатся различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
- набор транспортных средств;
- иллюстрации с изображением транспортных средств;
- кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры».
«Найди такую же картинку»;
простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
- макет светофора с переключающимися сигналами;
- дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
- на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
макет перекрёстка, желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
набор дорожных знаков: – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
- собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
- организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД;
- макет микрорайона ДОО и схема безопасного маршрута в детский сад.
- Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице
В течение курса предусмотрены следующие формы проведения занятий:
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На непосредственно образовательной деятельности по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колёсах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, пешеход», «Транспорт» и т.д. Интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть ознакомление детей с улицей, перекрёстком, дорожными знаками и т.д.
Беседа. Такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и в группе. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Разработка проектов по ПДД совместно с детьми и родителями.
Художественная литература.
К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудники ГИБДД.
Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, пешеходный переход, светофор, регулировщик, жезл, перекрёсток, железная дорога.
Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, полиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.
Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.
Требования к уровню подготовки воспитанников
Ребёнок должен знать правила дорожного движения:
- переходить только на зелёный сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребёнок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребёнок должен иметь представление:
- о работе полицейского – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания
Список средств обучения:
- Иллюстративно-наглядный материал.
- Целевые прогулки.
- Экскурсии.
- Игры на «макетах улиц».
- Настольно-печатные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Детская художественная литература.
- Видеофильмы, слайды.
Заочное путешествие в страну «Правила дорожного движения»
«Приключения Светофора»
1-я станция «Светофор нам говорит: «Старт даю, вам путь открыт!» (сентябрь, октябрь, ноябрь).
2-я станция «Видим красный мы сигнал, он запрет движенью дал» (декабрь, январь, февраль).
3-я станция «Жёлтый зажегся – вперёд посмотри. Готовься, нам скоро идти» (февраль, март, апрель).
4-я станция «Зелёный зажегся – смело вперёд, прямая дорога тебе, пешеход» (май, июнь, июль).
В путешествие отправляются: педагогический коллектив детского сада, дети, родители, представители общественности.
1-я станция
«Светофор нам говорит: «Старт даю, вам путь открыт!»
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
тематический день, посвящённый началу игры (1 этап)
- подготовить памятку для родителей с анализом детского дорожно-транспортного травматизма и направить в каждую семью;
- провести экскурсию на перекрёстке «Три чудных цвета»;
- флешмоб, посвящённый безопасности дорожного движения;
- велопробег, посвящённый Всемирному дню без автомобилей (22 сентября);
- каждой группе подготовить и провести игру «Пешеходы и водители» на транспортной площадке с приглашением юных инспекторов движения, работников ГИБДД, родителей;
- в «Уголок родителей» поместить «Советы по соблюдению ПДД в осенне-зимний период»;
- провести встречу с воспитателями в методкабинете по новинкам работы с детьми и родителями по пропаганде правил движения.
- организация в ДОО Агитбригад;
- организация команд «Юные помощники инспекторов движения» (ЮПИД)
- организация выставки рисунков к международному дню белой трости (15 октября – День слепых)
- совещание по вопросу организации и проведения работы с детьми и родителями по пропаганде безопасности дорожного движения
- курсы для педагогов «Прежде чем обучать, самому надо знать»
- участие в методическом объединении для педагогов
- оформление подписки на газеты «Автодон», «Добрая дорога детства», «Стоп-газета», «Путешествие на зелёный свет»
- в каждой группе сделать большой светофор, поставить его на самое видное место; для родителей подготовить письмо-обращение с призывом участия в игре-путешествии «Приключения Светофора»;
- участие в муниципальных турах, региональных конкурсов, посвящённых безопасности дорожного движения.
- оформить доску почёта «Законопослушный родитель»
- организация и проведение «Мастер-Классов» по БДД
- разработка перспективных планов по всем возрастным группам
- презентация программы «Приключения светофора» (оформление буклетов, листовок и т.д.)
- заседание комиссии «За безопасность движения»
- составление списков личного состава ОГИБДД, оформление паспорта дорожной безопасности
- участие в широкомасштабной акции «Внимание, дети!»
- участие в широкомасштабной акции «Дорога требует дисциплины»
- участие в целевых тематических мероприятиях, посвящённых празднику «День матери» и другие
2-я станция
«Видим красный мы сигнал, он запрет движенью дал»
тематический день, посвящённый началу 2 этапа
- обновить уголки безопасности в группах и детском саду;
- провести праздник «Красный, жёлтый, зелёный» с приглашением родителей, работников ГИБДД, юных инспекторов движения;
- методкабинету подготовить общую справку о проделанной работе, подготовить материалы к творческому отчёту; лучшие материалы оставить в методкабинете для использования в дальнейшей работе;
- провести общее собрание родителей или по группам с целью ещё раз обратить внимание родителей на вопрос обеспечения безопасности детей на дорогах;
- оформить в методическом кабинете уголок в помощь воспитателю «Изучаем правила дорожного движения»;
- оформить общий уголок «Пусть горит зелёный свет»;
- в каждой группе сделать большой светофор, поставить его на самое видное место; для родителей подготовить письмо-обращение с призывом участия в игре-путешествии «Приключения Светофора»;
- в каждой группе оформить или обновить уголок по изучению правил движения; детям дать поисковое задание: принести в группу любой материал, связанный с изучением правил движения.
- выпустить листовку-обращение к родителям о соблюдении правил дорожного движения в зимний период;
- воспитателям с родителями и детьми сделать макет микрорайона детского сада с улицами и дорогами, дорожной информацией;
- в группах провести с детьми занятия по правилам движения, организовать чтение книг, разучивание стихов.
- Разработка и использование развивающих компьютерных игр по изучению ПДД;
- Разработать и провести долгосрочный проект «По безопасной дороге всей семьёй»;
- Проведение «Автодискотеки»
- Проведение практических занятий в авто городке с инспектором ГИБДД;
- курсы для педагогов «Прежде чем обучать, самому надо знать»
- Фотоконкурс «Примерный пешеход»
- Отражение в СМИ информации о проводимых мероприятиях по предупреждению детско-дорожного травматизма;
- заседание комиссии «За безопасность движения»
- Организация обучающей передачи на ТВ;
3-я станция
«Жёлтый зажегся – вперёд посмотри. Готовься, нам скоро идти»
тематический день, посвящённый началу 3 этапа
- выпустить листовку-обращение к родителям о соблюдении правил дорожного движения в зимний период;
- воспитателям с родителями и детьми сделать макет микрорайона детского сада с улицами и дорогами, дорожной информацией;
- в группах провести с детьми занятия по правилам движения, организовать чтение книг, разучивание стихов.
- в группах с детьми провести конкурс на лучший рисунок, на лучшую аппликацию по правилам движения;
- по итогам конкурса для родителей оформить выставку «Правила дорожного движения – наши лучшие друзья»;
- лучшим воспитателям начать подготовку открытых занятий по изучению ПДД с целью обмена опытом работы;
- подготовить знаки, атрибуты, плакаты, технику-транспорт, схему для работы на транспортной площадке;
- по группам с детьми и родителями провести викторину по правилам движения, подвести итоги, лучших наградить медалями;
- посетить с детьми подшефную школу с целью отработки маршрута «Мой путь в школу», организовать встречи с юными инспекторами движения;
- встреча с сотрудниками автопредприятий (водители спецтехники);
- заседание комиссии «За безопасность движения»;
- проведение практических занятий в авто городке с инспектором ГИБДД;
- курсы для педагогов «Прежде чем обучать, самому надо знать»;
- создание обучающего фильма «Твой безопасный путь домой»;
- фотоконкурс «Дорожные знаки – помогут людям»;
- выпуск рекламной продукции.
4-я станция
«Зелёный зажегся – смело вперёд, прямая дорога тебе, пешеход!»
Тематический день, посвящённый началу 4 этапа;
- провести открытое занятие по правилам движения с привлечением юных инспекторов движения для воспитателей и детей других групп;
- обобщить опыт работы лучших воспитателей, оформить и поместить материалы в методкабинет;
- в уголке для родителей поместить «Советы родителям по соблюдению правил дорожного движения»; в подготовительной группе – схему «Мой путь в школу»;
- организовать встречу родителей и воспитателей с работниками ГИБДД;
- подготовить и провести праздник для детей подготовительной группы «Движение Вам без опасности»;
- начать подготовку к празднику «На светофоре зелёный» по типу КВН
- провести с детьми практические занятия по ПДД на транспортной площадке;
- провести праздник «На светофоре – зелёный»;
- продолжить работу с детьми на транспортной площадке, в авто городке: провести соревнования, игры, конкурсы;
- формить папку-передвижку для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог;
- Флешмоб, посвящённый Дню защиты детей;
- Велопробег, посвящённый Дню России (12 июня);
- Участие в методическом объединении для педагогов;
- Участие в муниципальных турах, региональных конкурсов, посвящённых безопасности дорожного движения;
- Оформить доску почёта по окончании всех этапов игры;
- Организация и проведение «Мастер-классов» по БДД;
- Изготовление фликеров к 1 сентября;
- Размещение видеощитов на территории ДОО и прилегающей территории;
- заседание комиссии «За безопасность движения».
Литература:
1. "Программа работы дошкольных образовательных учреждений по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Приключения Светофора»".
2. Елжова Н.В. "ПДД в детском саду, развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий." – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
3. Р.Стёркина, Н. Авдеева, О. Князева. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
4. "Три сигнала светофора." Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. 3-7 лет /Саулина.